Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте.Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).

Причины развития

СДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.

В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.

Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей. Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.

Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.

Мнение врача:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей вызывает серьезные опасения среди врачей. Они отмечают, что данное расстройство может серьезно влиять на обучение и поведение ребенка, а также на его социальные отношения. Врачи подчеркивают важность своевременной диагностики и комплексного подхода к лечению, включающего медикаментозную терапию, психологическую помощь и коррекцию образа жизни. Они призывают родителей обращаться за помощью к специалистам при первых признаках СДВГ, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья и развития ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью  СДВГ  Невролог  ПетроваСиндром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ Невролог Петрова

Признаки

Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .

По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков. Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы. Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.

Дети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания. Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками. Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.

Интересные факты

  1. СДВГ часто передается по наследству. Исследования показали, что у детей, у которых один из родителей имеет СДВГ, в 2-3 раза выше вероятность развития этого расстройства, а у детей, у которых оба родителя имеют СДВГ, вероятность развития СДВГ составляет 50-75%.

  2. СДВГ может проявляться по-разному у разных детей. Некоторые дети с СДВГ в основном гиперактивны и импульсивны, в то время как другие в основном невнимательны. Существует также смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка проявляются как гиперактивность и импульсивность, так и невнимательность.

  3. СДВГ часто сопровождается другими расстройствами. Дети с СДВГ часто имеют проблемы с обучением, такие как дислексия или дискалькулия. Они также более склонны к развитию тревожных расстройств, депрессии и биполярного расстройства.

Симптомы СДВГ у ребенка. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детейСимптомы СДВГ у ребенка. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

Опыт других людей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей вызывает много обсуждений среди родителей, педагогов и специалистов. Некоторые выражают беспокойство по поводу диагностики и лечения этого расстройства, считая, что оно может быть переоценено. Другие подчеркивают важность раннего выявления и комплексного подхода к помощи детям с СДВГ. Многие родители делятся своими историями успеха в управлении симптомами СДВГ у своих детей, подчеркивая важность понимания и поддержки окружающих. Общее мнение заключается в том, что каждый случай СДВГ уникален, и требует индивидуального подхода.

Диагностика

Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов. Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.

Невнимательность

  1. Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
  2. Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
  3. У преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
  4. Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
  5. Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
  6. Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
  7. Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
  8. На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
  9. Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
  10. Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.

Повышенная активность у детей с СДВГ

Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.

  1. Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне , воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
  2. Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.
  3. Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
  4. Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
  5. Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
  6. Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт , болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
  7. Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
  8. Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
  9. Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.

Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице — от соседей и друзей.

Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ — это заболевание, которое требует правильного лечения. Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни. Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.

Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.

Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации. Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками. Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.

Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания. СДВГ — это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова. Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.

Частые вопросы

Как ведут себя дети с СДВГ?

СДВГ – это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью). То есть СДВГ – это не особенность ребёнка, а заболевание. Таким детям тяжело учиться, поддерживать отношения с другими людьми.

Как понять что у ребенка синдром дефицита внимания?

Симптомы СДВГ у детей Ребенок постоянно отвлекается, невнимателен, при общении с ним возникает ощущение, что он вас не слушает. Ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя, из-за чего страдает и понимание информации. Наблюдается повышенная активность – ребенок буквально не может сидеть на одном месте.

Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

РДВГ (СДВГ) не лечится, однако нуждается в коррекции, ведь может сильно испортить жизнь как самому человеку, так и окружающим. Ребенку будет сложно учиться, общаться со сверстниками и находить друзей. Во взрослом возрасте у него будут возникать проблемы с поведением, могут появиться зависимости и нарушения психики.

Как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Состояние проявляется тремя основными признаками: повышенной активностью и возбудимостью (гиперактивность), импульсивностью и нарушением способности концентрировать внимание. В России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей. Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту для получения точного диагноза. Только профессионал может определить, есть ли у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и назначить соответствующее лечение.

СОВЕТ №2

Изучите методики воспитания и обучения детей с СДВГ. Понимание особенностей и потребностей таких детей поможет вам лучше поддерживать их в повседневной жизни.

СОВЕТ №3

Создайте структурированный распорядок дня для ребенка. Регулярные режимы и четкие правила могут помочь улучшить поведение и концентрацию у детей с СДВГ.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации