Содержание
Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).
Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.
Признаки
Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.
Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.
Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».
Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.
Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:
- Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
- Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.
Мнение врача:
Признаки умственной отсталости у детей могут проявляться разнообразными способами, включая задержку в развитии речи, памяти и умственных способностей. Врачи отмечают, что дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности в обучении, а также проявлять поведенческие проблемы. Важно обращать внимание на ранние признаки, такие как отсутствие реакции на окружающую среду, отставание в развитии моторики или социальных навыков. Раннее выявление симптомов и своевременное обращение к специалистам позволяют начать реабилитационные мероприятия и обеспечить наилучшее качество жизни для детей с умственной отсталостью.
Степени
Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.
МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:
- лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
- умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
- тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
- глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.
К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.
Интересные факты
- У детей с умственной отсталостью часто наблюдаются трудности с речью и языком. Они могут начать говорить позже, чем их сверстники, и их речь может быть невнятной или непонятной.
- Дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности с обучением и запоминанием новой информации. Им может быть трудно следовать инструкциям и они могут не понимать сложных концепций.
- Дети с умственной отсталостью могут иметь проблемы с социальными навыками. Они могут не понимать социальных норм и правил и им может быть трудно общаться со сверстниками.
Причины
Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.
Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:
- Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
- Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
- Сильная недоношенность плода;
- Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
- Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
- Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
- Умственная недостаточность неясной этиологии.
Опыт других людей
Симптомы умственной отсталости у детей могут проявляться разнообразно, и мнения людей по этому поводу различны. Некоторые родители отмечают задержку в развитии ребенка, слабую способность к обучению и социальной адаптации. Другие выделяют поведенческие особенности, такие как агрессивность или избегание контакта. Важно обратить внимание на любые изменения в поведении и развитии ребенка, и вовремя обратиться к специалистам для диагностики и помощи.
Симптоматика
Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.
Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.
Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого,
у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.
Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.
Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.
Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:
- Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
- Системное недоразвитие речевых навыков;
- Некритичное, конкретное мышление;
- Некоторые нарушения восприятия;
- Разнообразные нарушения внимания;
- Плохая продуктивность памяти;
- Нарушение эмоционально-волевой сферы;
- Недоразвитие всех интересов.
Диагностика
Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.
При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.
Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.
Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:
Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.
Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.
Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.
Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.
В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.
Дифференциация
Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.
Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.
Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.
Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.
Частые вопросы
Когда можно понять что ребенок умственно отсталый?
Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.
Что характерно для детей с умственной отсталостью?
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность.
В чем проявляется легкая умственная отсталость?
Наиболее частые признаки – задержка речевого развития (ЗРР), бесстрашие, проблемы с моторными функциями. Наличие этих трех симптомов одновременно дает возможность определять легкую умственную отсталость до наступления школьного возраста, провести своевременную коррекцию и лечение.
Что характерно для умственной отсталости?
Симптомы и степени умственной отсталости недостаточное развитие высших психических процессов — мышления, памяти, интеллекта, внимания, воли и эмоций, отсутствие или сниженная возможность абстракции и обобщения.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки умственной отсталости, такие как задержка в развитии речи, трудности в обучении, поведенческие проблемы. Чем раньше вы заметите симптомы, тем быстрее можно начать помощь ребенку.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалисту для получения профессиональной консультации и диагностики. Только опытный врач сможет провести комплексное обследование и определить уровень умственной отсталости у ребенка.
СОВЕТ №3
Ищите поддержку у других родителей, чьи дети также сталкиваются с умственной отсталостью. Обмен опытом и поддержка со стороны людей, прошедших через подобные трудности, могут быть очень важными для вас и вашего ребенка.