Содержание
Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния.Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.
История возникновения
Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).
За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).
Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.
Мнение врача:
Методы влияния на человеческие поступки через призму бихевиоризма могут быть эффективными, но требуют особого внимания к психологическим и этическим аспектам. Врачи отмечают, что использование позитивного и негативного подкрепления, а также моделирование поведения, может оказать значительное влияние на привычки и реакции человека. Однако, важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека и избегать манипуляций, которые могут привести к негативным последствиям. Поэтому, при применении методов бихевиоризма, врачи рекомендуют осознанность и этичность воздействия на человеческое поведение.
Реакция научного мира
Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.
Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.
Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.
В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.
Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.
Интересные факты
- Бихевиоризм зародился в начале 20 века как реакция на интроспективную психологию.Основатель бихевиоризма, Джон Б. Уотсон, считал, что изучение сознания является ненаучным, и что психология должна сосредоточиться на изучении наблюдаемого поведения.
- Бихевиористы считают, что все поведение является результатом обучения.Они утверждают, что люди рождаются с небольшим количеством врожденных рефлексов, и что все остальное поведение приобретается через взаимодействие с окружающей средой.
- Бихевиористы разработали ряд методов для изменения поведения.Эти методы включают в себя классическое обусловливание, оперантное обусловливание и социальное обучение. Классическое обусловливание основано на ассоциации между стимулом и реакцией, оперантное обусловливание основано на подкреплении или наказании поведения, а социальное обучение основано на наблюдении за поведением других людей.
Суть метода
Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.
Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой. 11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал. Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».
Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.
Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.
К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.
Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера. Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения. Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.
Опыт других людей
Методы влияния на человеческие поступки, основанные на принципах бихевиоризма, вызывают живой интерес у многих. Люди отмечают, что такие методы действенны и могут применяться в различных сферах жизни, от личной до профессиональной. Они подчеркивают, что понимание человеческого поведения через призму бихевиоризма помогает лучше понимать себя и окружающих, а также улучшать коммуникацию и взаимодействие. Люди отмечают, что использование методов влияния на основе бихевиоризма требует глубокого понимания человеческой психологии и этики, но при правильном применении они могут быть мощным инструментом для достижения целей и улучшения качества жизни.
Методы
Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:
- Простое наблюдение;
- Тестирование;
- Дословная запись;
- Метод условных рефлексов.
Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.
Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.
А вот с методом дословной записи все оказалось немного
сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции. Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами. В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.
Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях. Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека. В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.
Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».
Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.
Поведенческая психотерапия
Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.
Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.
В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:
- Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
- Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.
В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».
Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).
Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:
Название | Суть метода |
---|---|
Имитационное обучение | Пациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы. |
Ролевой тренинг | Цель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов. |
Методы отучивания | Формирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу» |
Методы устранения | Пациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение) |
Имплозивная терапия | Пациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту |
Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.
Применение в педагогике
В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.
Бихевиоризм нашел свою нишу в педагогике. Каждый учитель старается воздействовать на ученика, развивать в нем хорошие качества и побуждать к хорошему поведению.
В педагогике успешно применяется метод подкрепления положительной реакции и наказание за негативную. Учителя используют наказание как способ объяснить «чего делать не надо». Но это палка о двух концах: школа не говорит о том, что надо делать, а лишь подчеркивает то, как не стоит себя вести. Поэтому не стоит забывать, что «метод пряника» куда более эффективен и приносит больше плодов.
Бихевиоризм являет собой попытку свести все многообразие психологии поведения к анализу поступков, не учитывая внутренние «движения». Это учение дало жизни когнитивно-поведенческой терапии, необихевиоризму, рационально-поведенческой-эмоциональной терапии.
Частые вопросы
Какие методы использовали Бихевиористы?
Чтобы понять политическое поведение, бихевиоризм использует следующие методы: выборка, интервьюирование, оценка и масштабирование, а также статистический анализ.
В чем состоит метод бихевиоризма?
Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.
Что представляет собой поведение с точки зрения бихевиоризма?
Что такое бихевиоризм Сторонники этого направления считают, что поведение обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Проще говоря, поведение представляет собой совокупность двигательных реакций на внешние раздражители — их ещё называют стимулами.
Как происходит изучение поведения личности в Бихевиористической психологии?
Согласно бихевиористической теории человеческое поведение определяется внешней средой по принципу «стимул — реакция». Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите основные принципы бихевиоризма, такие как условный и безусловный рефлексы, закон эффекта, моделирование поведения. Чем глубже вы поймете эти принципы, тем эффективнее сможете применять методы влияния на человеческие поступки.
СОВЕТ №2
Используйте положительное и отрицательное подкрепление для формирования или изменения поведения. Положительное подкрепление усиливает желаемое поведение, а отрицательное подкрепление уменьшает нежелательное поведение.
СОВЕТ №3
Изучите принципы моделирования поведения, основанные на наблюдении за успешными образцами поведения и их последующем воспроизведении. Применяйте этот метод для формирования новых навыков и привития желаемого поведения.