Содержание
Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации.В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.
В психологии
Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.
Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.
Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.
Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.
Мнение врача:
Когнитивность – это способность мозга воспринимать, обрабатывать и интерпретировать информацию из окружающего мира. По мнению врачей, когнитивность включает в себя такие аспекты, как внимание, память, мышление, решение проблем, язык и восприятие. Этот процесс играет важную роль в повседневной жизни человека, влияя на способность обучения, принятия решений и взаимодействия с окружающим миром. Поддержание здоровой когнитивной функции имеет ключевое значение для общего благополучия и качества жизни.
Познавательные процессы
Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.
Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга.К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.
Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:
- гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
- праксис — передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.
Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.
Интересные факты
- Когнитивность – это способность человека воспринимать, обрабатывать и использовать информацию. Она включает в себя такие процессы, как внимание, память, мышление, язык и решение проблем.
- Когнитивность развивается в течение всей жизни человека. В раннем детстве дети учатся воспринимать и обрабатывать информацию из окружающей среды. В школьном возрасте они развивают свои навыки мышления и решения проблем. В подростковом возрасте они начинают формировать свою собственную систему ценностей и убеждений. Во взрослом возрасте когнитивные способности человека достигают своего пика.
- Когнитивность тесно связана с эмоциями. Эмоции могут влиять на то, как мы воспринимаем и обрабатываем информацию. Например, когда мы испытываем страх, мы можем быть более внимательны к угрозам в окружающей среде. Когда мы испытываем радость, мы можем быть более открыты к новым идеям.
Возможные причины
Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.
Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.
Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.
Опыт других людей
Когнитивность – это способность человека воспринимать, обрабатывать и анализировать информацию. Люди отмечают, что когнитивность помогает им лучше понимать окружающий мир, принимать обоснованные решения и развивать свои интеллектуальные способности. Они отмечают, что развитие когнитивности позволяет им быть более продуктивными, успешными и адаптивными в современном информационном обществе.
Классификация
Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:
Степень нарушения | Описание симптомов |
---|---|
Легкая | Незначительное отклонение когнитивных функций в пределах возрастной нормы. Возможны появление жалоб больного, которые носят субъективный характер. Окружающие не замечают значительных изменений в поведении человека. |
Средняя | Когнитивные нарушения уже выходят за возрастные рамки. Пациент жалуется на повышенную утомляемость, слабость, раздражительность. Ему сложно выполнять сложную умственную работу, появляются моно- или полифункциональные нарушения. |
Тяжелая | Возникает полная дезадаптация в повседневной жизни. врач говорит о появлении деменции. |
Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:
- Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
- Правое полушарие отвечает за ориентацию
в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать; - Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
- При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
- При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
- В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.
Своевременная диагностика и терапия
Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.
В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.
Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.
Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.
Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.
Лечение когнитивных нарушений следует начать с того нозологического заболевания, вследствие которого они появились. При отсутствии этиологического заболевания очень трудно назначить фармакотерапию.
Частые вопросы
Что такое Когнитивность простыми словами?
cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений.
Что значит слово Когнитивность?
Когнитивность – это способность воспринимать и обрабатывать данные, поступающие к нам различными способами (восприятие, опыт, убеждения…), чтобы превратить их в знание.
Что это такое когнитивное мышление?
В психологии под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помогает нам в решении задач и достижении целей в жизни, в общении, в профессиональной и повседневной деятельности.
Что такое когнитивный человек?
Когнитивный означает все, что относится к познавательным процессам – восприятие, мышление, память, внимание, способность строить планы и оценить последствия своих действий. Проще говоря, это то, что относится к уму и интеллекту.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Прочитайте несколько статей и книг на тему когнитивности, чтобы получить более полное представление об этом понятии.
СОВЕТ №2
Обсудите тему когнитивности с экспертами в этой области, чтобы узнать их точку зрения и получить дополнительные знания.
СОВЕТ №3
Применяйте полученные знания о когнитивности на практике, например, обращайте внимание на свои мыслительные процессы и как они влияют на вашу поведенческую реакцию.