Классификация, причины и терапия при дислалии

Дислалия — это дефект звукопроизношения при здоровом слухе и полностью сохранной иннервации речевого аппарата. Патология, как правило, обнаруживается у детей дошкольников или младших школьников и проявляется отсутствием, искажением, заменой или смещением определенных звуков в устной речи. В МКБ 10 данное расстройство речевой артикуляции обозначается кодом F80.

Среди различных нарушений звукопроизношения наиболее часто встречаются избирательные дефекты ее звукового оформления, тогда как прочие операции высказывания остаются нормальными. Само понятие «звукопроизношение» вбирает в себя фонетическое оформление устной речи и речедвигательные навыки. Стоит отметить, что дислалия у детей является одним из самых распространенных логопедических дефектов, не связанных с органическими патологиями центральной нервной системы или слухового аппарата.

Типы нарушений и их проявления

Симптомы дислалии определяются конкретной формой нарушения. Классификация недуга включает в себя три основных типа заболевания – это дислалия физиологическая, обусловленная возрастным косноязычием ребенка, механическая (органическая), вызванная врожденными или приобретенными аномалиями строение речевого аппарата и функциональная, не связанная с патологиями органов, ответственными за речь.

Отдельно следует рассмотреть виды дислалии функциональной, так как эта группа нарушений наиболее обширна. В первую очередь, выделяется моторная и сенсорная дислалия. Развитие первого типа заболевания связано с функциональными дефектами речедвигательного анализатора. То есть, при таком расстройстве, ребенок неправильно двигает губами и языком, что и обуславливает искаженное звукопроизношение звуков. При сенсорной дислалии функциональные нарушения выявляются в речеслуховом анализаторе, что способствует неверной дифференциации акустически похожих звуков. Иногда эти виды заболевания сочетаются.

Согласно еще одной классификации, принято дифференцировать функциональную дислалию на несколько подгрупп:

  • Артикуляторно-фонематическая. При неправильном взаимоположении артикуляционных позиций происходит замена звука на похожий, например, «курица-курича», «убегу – убеду» и т.п.;
  • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется при недостаточно сформированном фонематическом слухе, когда ребенок не может правильно определить акустические характеристики определенных звуков. Так, могут одинаково произноситься слова «кора – гора», «кости-гости» и т.д.;
  • Акустико-фонематическая. Неадекватная организация артикуляционных позиций, вследствие чего искажается выговаривание звуков. Например, «р» может звучать на французский манер и т.д.

Таблица «Фонетические дефекты произношения звуков»

Название Деффект
Ротацизм Дефекты произношения звуков [р] и [р’]
Сигматизм Дефекты произношения свистящих звуков [з], [з’], [с], [с’] и шипящих [ж], [ш], [щ], [ч]
Ламбдацизм Дефекты произношения [л] и [л’]
Каппацизм Дефекты произношения [к] и [к’]
Гаммацизм Дефективное произношение [г] и [г’]
Йотацизм Недостатки произношения звука [й]
Хитизм Дефективное произношение [х] и [х’]
Нарушения твердости и смягчения Замена мягких согласных парными твердыми и наоборот
Нарушения озвончения и оглушения Замена глухих согласных твердыми и наоборот



Нередко у пациентов с дислалией встречаются комбинированные нарушения. Если наблюдается некое фонематическое нарушение, характеризующееся подменой звуков, к термину, обозначающему нарушение, добавляется частица «-пара» — параротацизм, парасигматизм и т.п.

Дислалия также бывает мономорфная (простая), при которой страдает выговаривание одного звука или нескольких звуков из одной группы, и полиморфная (сложная), характеризующаяся нарушением устного воспроизведения сразу нескольких звуков из различных групп.

Обычно дислалия характеризуется нормальным формированием лексико-грамматической стороны речи ребенка, который развивается и приобретает словарный запас соответственно своему возрасту.

Мнение врача:

Дислалия – это нарушение произношения звуков, вызванное неправильным функционированием органов речи. Врачи классифицируют дислалию по типу звуков, которые вызывают затруднения в произношении. Причины возникновения дислалии могут быть разнообразны, включая наследственные факторы, недоразвитие мышц речевого аппарата или неверное обучение произношению звуков. Лечение дислалии включает в себя комплексную терапию, включающую логопедические занятия, массаж мышц лица и речевую гимнастику. Раннее выявление и своевременное начало лечения дислалии позволяют добиться наилучших результатов.

ДИСЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ | ФОРМЫ | ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ | КАК ПОНЯТЬ, ЕСЛИ ЛИ У РЕБЁНКА ДИСЛАЛИЯДИСЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ | ФОРМЫ | ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ | КАК ПОНЯТЬ, ЕСЛИ ЛИ У РЕБЁНКА ДИСЛАЛИЯ

Провоцирующие факторы

Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления. Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь.

Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в  строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление  неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

Что касается функциональной формы, то ее возникновение обуславливается социальными факторами:

  • неграмотное речевое воспитание ребенка, подражание «детскому лепету» или чрезмерное «сюсюкание»;
  • воспитание ребенка в двуязычной семье, когда происходит заимствование особенностей произношения из одного языка и перенос их в другой;
  • неразвитость слухового восприятия фонем;
  • педагогическая запущенность, игнорирование неправильного произношения ребенка;
  • малая подвижность речевого аппарата, обуславливающая неумение правильно произносить звуки;
  • отклонения в умственном развитии.

В целом, любые дефекты психического развития ребенка способны спровоцировать возникновение дислалии.

Интересные факты

  1. Дислалия — это нарушение звукопроизношения, которое может быть вызвано различными факторами, включая анатомические дефекты речевого аппарата, неврологические нарушения и социальные факторы.

  2. Существует несколько классификаций дислалии, в зависимости от причин и проявлений нарушения. Одна из наиболее распространенных классификаций выделяет механическую дислалию, обусловленную анатомическими дефектами речевого аппарата, и функциональную дислалию, связанную с неврологическими нарушениями или социальными факторами.

  3. Терапия при дислалии направлена на устранение причин нарушения и восстановление правильного звукопроизношения. В зависимости от типа дислалии и ее тяжести могут применяться различные методы терапии, включая логопедические упражнения, миогимнастику, массаж и хирургическое вмешательство.

Ольга Македонская: Формы дислалии | Вилла ПапирусовОльга Македонская: Формы дислалии | Вилла Папирусов

Обследование

Диагностика рассматриваемого заболевания начинается со сбора информации о течении беременности у матери, а также перенесенных в различные периоды времени  заболеваний ребенка. Врач-логопед исследует строение и подвижность речевого аппарата маленького пациента с помощью визуального осмотра, также ребенку предлагается выполнить ряд заданий по подражанию, по результатам которых делается вывод о наличии патологии.

Исследование устной речи производится специалистом с помощью специально разработанных дидактических материалов, позволяющих выявить дефекты произношения. Врач определяет характер имеющегося у ребенка нарушения в разнообразных позициях, также оценивает фонематический слух. При постановке диагноза специалист указывает конкретную форму и тип заболевания.

При установленном механическом типе болезни ребенка отправляют на консультацию к другим узким специалистам: стоматологу-ортодонту или хирургу, при функциональной форме недуга может быть показан осмотр у детского невролога. Чтобы исключить наличие тугоухости, также необходимо пройти обследование у отоларинголога.

Опыт других людей

Классификация, причины и терапия при дислалии вызывают большой интерес у людей. Многие выражают обеспокоенность и желание понять эту проблему глубже. Одни обсуждают различные методы лечения, другие делятся личным опытом. Важно помнить, что дислалия может иметь разные причины, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода. Обмен информацией и опытом помогает людям лучше понимать эту проблему и находить наиболее эффективные методы терапии.

Терапия

Курс лечения нарушения звукопроизношения определяет этиология заболевания. При механической дислалии лечение проводится у врача-ортодонта, который при необходимости выполняет коррекцию прикуса, хирургическое исправление уздечки и т.д. Оптимальный возраст для исправления подобных дефектов в стоматологическом кабинете – пять-шесть лет.

Коррекция функциональной дислалии проводится с помощью врача-логопеда, который контролирует все этапы лечения. В ходе подготовительного этапа у ребенка создается нацеленность на процесс обучение, применяются методики для развития концентрации внимания и всех видов памяти. Также уделяется внимание развитию логопедических способностей, таких как узнавание фонем и т.д. При моторном типе дислалии проводят специальные занятия, направленные на грамотное развитие речевой моторики.  Это может быть логопедический массаж, специальная гимнастика для становления правильной артикуляции и т.п. Кроме того правильное произношение звуков отрабатывается за счет грамотного направления воздушной струи и развития мелкой моторики.

Последующая активность должна быть направлена установку звуков и автоматизацию их проговаривания в составе слогов, слов и целых фраз, развитие способности к дифференцированию звуков. Для постановки правильного произношения изолированных звуков применяется методика подражания, а также механическая коррекция с применением специального логопедического зонда. Заключительный этап лечения предполагает развитие коммуникативных способностей при любых обстоятельствах общения.

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Полностью избавиться от описываемого нарушения можно при условии прохождения полного коррекционного курса. Очень важна и систематичность занятий. При легких формах нарушения терапевтический курс может составлять от одного до трех месяцев, в более тяжелых случаях – до полугода.

В домашних условиях также можно отрабатывать упражнения, способствующие формированию правильной артикуляции. Ниже представлены некоторые примеры подобных упражнений.

Звук Упражнение
Тренировка произношения звука «р»: Во дворе гора, под горой нора.

В той норе крот нору стережёт.

Тренировка произношения звука «с»: Сидел воробей на сосне,

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне.

До сих пор бы сидел на сосне.

Тренировка произношения звука «ж»: У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Тренировка произношения звука «щ»: Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Профилактические меры

Профилактика нарушений звукопроизношения заключается в своевременном обнаружении и коррекции аномалий в строении речевого и зубочелюстного аппарата, а также в правильном подходе к воспитанию. Ребенка необходимо окружить корректными примерами для подражания, а также обеспечить максимальную заботу о его психическом и физическом здоровье.

Частые вопросы

Что относится к причинам функциональной дислалии?

Причины функциональной дислалии Пренебрежение речью ребёнка (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения). Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = увулярный звук «Р»).

Какие виды дислалии бывают?

механическая – спровоцирована патологиями анатомического строения артикуляционного аппарата,функциональная дислалия – развивается из-за нейродинамических проблем в работе головного мозга обратимого характера либо на фоне социального фактора.

Что может явиться причиной механической дислалии?

Механическая дислалия Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Как лечить дислалию?

Основной принцип успешного лечения дислалии у ребенка – систематичность. Занятия должны проходить регулярно с периодичностью не менее 2–3 раз в неделю, при этом большое значение имеют домашние самостоятельные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При обнаружении у себя или у близкого человека признаков дислалии, обратитесь к логопеду для профессиональной консультации и диагностики.

СОВЕТ №2

Изучите специальные упражнения и методики, которые помогут улучшить артикуляцию и произношение звуков в домашних условиях.

СОВЕТ №3

Поддерживайте регулярную практику произношения звуков и слов, чтобы улучшить речевые навыки и снизить проявление дислалии.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации