Содержание
Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте.По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.
У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.
Провоцирующие факторы
Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств. Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом. Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.
К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.
Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.
Мнение врача:
Дискалькулия – это серьезное расстройство, которое требует комплексного подхода к диагностике, коррекции и лечению. Врачи подчеркивают, что раннее выявление и своевременное вмешательство способствуют более эффективному преодолению проблемы. Для диагностики дискалькулии необходимо провести комплексное обследование, включающее психологическое тестирование, нейропсихологическое исследование, а также консультацию педагога-психолога. Коррекция и лечение дискалькулии включают в себя индивидуальные занятия с логопедом, психологом и специалистом по коррекции дислексии. Важно помнить, что успешное преодоление дискалькулии требует терпения, постоянства и поддержки со стороны родителей и педагогов.
Классификация
В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:
Вид | Характеристика |
---|---|
Практогностическая | Проявляется в затруднениях при подсчете предметов |
Дислексическая | характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике |
Вербальная | Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений |
Графическая | Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур |
Операциональная | Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий |
Интересные факты
-
Дискалькулия, или математическая дислексия, является специфическим расстройством обучения, которое характеризуется трудностями в понимании и применении математических понятий и навыков. Это расстройство может проявляться в различных формах, включая трудности с пониманием чисел, выполнением арифметических операций, измерением и геометрией.
-
Дискалькулия часто встречается вместе с другими расстройствами обучения, такими как дислексия и СДВГ. Однако, дискалькулия может также встречаться как самостоятельное расстройство.
-
Дискалькулия может быть диагностирована с помощью различных методов, включая тестирование на математические навыки, оценку когнитивных функций и нейропсихологическое обследование. Лечение дискалькулии обычно включает в себя специальные образовательные программы, которые направлены на развитие математических навыков и компенсацию трудностей, связанных с данным расстройством.
Симптомы
Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета.Клинические признаки заболевания могут быть следующими:
- непонимание структуры чисел;
- ошибки в устном обозначении чисел;
- способность запоминать порядок цифр при непонимании их значения;
- непонимание и трудности в запоминании арифметических терминов;
- трудности, возникающие при сравнивании чисел или количества предметов;
- неспособность воспроизводить цепочки математических действий и непонимание их смысла;
- сложности с абстрактным счетом времени и интуитивным вычислением пройденного расстояния;
- выполнение исключительно простейших математических действий при помощи ручного счета;
- ошибки при написании чисел;
- значительные трудности или невозможность выполнения арифметических операций со сложными числами.
Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.
Опыт других людей
Диагностика, коррекция и лечение дискалькулии вызывают много положительных отзывов. Люди отмечают, что благодаря этим процедурам дети становятся более успешными в учебе, улучшается их самооценка и уверенность. Родители высоко оценивают профессионализм специалистов и индивидуальный подход к каждому ребенку. Они отмечают, что благодаря диагностике и коррекции дискалькулии, их дети становятся более успешными в учебе и повседневной жизни.
Выявление и терапия
Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.
Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.
Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.
Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.
Профилактика
Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.
Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.
Частые вопросы
Как диагностировать Дискалькулию?
проблемы в устном и письменном счете,непонимание понятия «число»,невозможность распознавать числа и знаки,неправильное написание цифр под диктовку, при списывании с примера, написание их в перевернутом или зеркальном отображении,проблемы со счетом по порядку,Ещё
Как понять что у меня Дискалькулия?
Симптомы и признаки акалькулии, дискалькулии: Не может правильно определить количество предметов и сравнить. Не может запомнить числа или ошибается в написании и названии цифр. Не понимает смысла арифметических действий – сложения, вычитания, умножения, деления.
Как понять что у ребенка Дискалькулия?
Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числаНесформированность количественных отношений чисел,Автоматическое воспроизведение порядка следования чиселТрудности установления отношения числа к его соседямЕщё
Что такое Дискалькуляция?
calculāre «считать») — неспособность к изучению арифметики. Часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психических проблем. В основе дискалькулии лежит отсутствие субитизации — способности оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Признайтесь в проблеме и обратитесь к специалисту. Диагностика дискалькулии требует профессионального подхода, поэтому важно обратиться к педагогу-психологу или нейропсихологу для получения квалифицированной помощи.
СОВЕТ №2
Ищите специалиста с опытом работы с детьми с дискалькулией. При выборе специалиста для коррекции и лечения дискалькулии обращайте внимание на его опыт работы с подобными случаями и наличие соответствующего образования.
СОВЕТ №3
Внедряйте регулярные занятия по коррекции дискалькулии в повседневную жизнь. Регулярные занятия с педагогом-психологом помогут ребенку развивать навыки работы с числами и улучшать математическую грамотность.